Библейские беседы: Христос и Веельзевул.

Сегодня мы вместе со Христом продолжили наш путь по Галилее (событие 56, 57 по согласованию Евангелистов: http://azbyka.ru/shemy/soglasovanie-chetveroevangelija.shtml). После избрания апостолов Спаситель много ходил по этой земле на пути приморском, за Иорданом, Галилеи языческой, — как говорит пророк Исайя, где жил народ, сидящий в стране и тени смертной (Матф.4:14-16). Иисус Христос был окружён не только своими апостолами всегда, но и женщинами, бывшими с Ним до самой Крестной Смерти.

10823[1]

Эти женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, в то время, как Спаситель с апостолами проповедовал и благовествовал Царствие Божие, служили Ему имением своим (Лк.8:1-3). Это особенно интересно, поскольку в отличие от Марфы, Он не упрекал их, а принимал их любовь и заботу. По-видимому, Марфа была настолько сильно увлечена трудовым процессом и за этим не смогла и увидеть Спасителя и прислушаться к Нему, в отличие от этих женщин, которые полностью отразили мысль свт. Макария Невского, который говорит, что всем есть своё место и своё дело в миссии: и «благотворителем миссии может считаться не только тот, кто жертвует что-либо на миссионерское дело, но и тот, кто распространяет сведения о миссиях, их задачах, их нуждах, и тем возбуждает сочувствие к делу…». Действительно, после Креста и Воскресения Спасителя, эти жены-мироносицы уже распространяли благую весть о Миссии. Иоанна, Жена домоправителя одного из, возможно, дворцов или резиденций, Ирода Антипы, Хузы, по-видимому, была обеспечена благодаря трудам своего мужа и из этого помогала Спасителю. Вопрос, как относился сам Хуза к такой благотворительности? Не из его ли уст Ирод знал о Христе больше и увидев осуждённого Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо (Лк.23:8). У апостола Луки в Евангелии и Деяниях больше всего упоминаний о женщинах – несколько десятков раз, тогда как у других Евангелистов по нескольку раз. С чем это связано? Может быть с влияние греко-римского менталитета апостола Луки, или с тем, что именно христианство поставило женщину в равные условия с мужчиной в спасении во Христа, а не равной в политике или в работе… Как говорит апостол Пётр: вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (1Пет.3:7). И если эти женщины служили своим имением, то ещё один вопрос предстаёт перед нами – отношение Христа к богатству и бедности. Книга Премудрости вот что говорит о богатстве одобряя его: Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум… Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава (Прем. 3:13,16); но в тоже время надеяться на него бессмысленно: Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти (Прем.11:4). С другой стороны, о бедности та же книга говорит: Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник (Прем.6:9-11). Но также и утешает: Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании (Прем. 31:6,7), — конечно, последнее не как руководство к действию, а как данность в тяжёлых обстоятельствах жизни. Христос исцеляет больных, изгоняет бесов, воскрешает мёртвых. И приходя в Капернаум через более чем год Своего служения, обвиняется в том, что всё это он делает силой Веельзевула… Мк. 3:20-30. Как говорят Евангелисты Матфей и Марк (Мф. 12:22-37, Лк.11:14-23), фарисеи и книжники осмеливаются так подумать и сказать это друг другу после изгнания беса из человека Христом.

Христос изгоняет беса, фарисеи и книжники богохульствуют.

Веельзевул упоминается в Ветхом Завете как божество филистимлян, почитаемое в Аккароне (Экроне). В 4Цар. 1:2—4 говорится следующее: Охозия же упал чрез решетку с горницы своей, что в Самарии, и занемог. И послал послов, и сказал им: пойдите, спросите у Веельзевула, божества Аккаронского: выздоровею ли я от сей болезни?Тогда Ангел Господень сказал Илии Фесвитянину: встань, пойди навстречу посланным от царя Самарийского и скажи им: разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское? За это так говорит Господь: с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь. И пошел Илия.  Веельзевул происходит от слияния слово ваал и לובז «зевуль» в 3Цар. 8:13, т.е., что вместе получается как «возвышенный владыка». По-видимому, как издевательство над языческим возвышенным ваалом иудеи поменяли всего одну букву на конце на ב (б) и получился– «повелитель мух». А мухи, известно на что слетаются, и что ими повелевает. Сам же Ваал был один из богов древнего мира и, как говорит Священное Писание, все боги народов – идолы (бесы), а Господь небеса сотворил (Пс.95:5). В Финикии он именовался Ваал-Цафон, по названию горы, где жил, или просто Ваал, Бел. Его жена, которая конечно должна быть у бога, была богиня Астарта, аналог шумерской Иштар. Центр культа был в Тире, отсюда он распространился и в древнем Израильском царстве (при Иезавели) и в Иудее, несмотря на борьбу пророков. Служение Ваалу включало в себя человеческие жертвоприношения, в том числе убиение собственных детей сожжением их на раскалённых руках идола Ваала.

nea-molech-sacrifice1[1]
Пророком Илиёй все служители Ваала были убиты: И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек [и четыреста пророков дубравных]; пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу; и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог. И отвечал весь народ и сказал: хорошо, [пусть будет так]. И сказал Илия пророкам Вааловым: выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и призовите имя бога вашего, но огня не подкладывайте. И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется! И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним. Прошел полдень, а они всё еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения; но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха. [И сказал Илия Фесвитянин пророкам Вааловым: теперь отойдите, чтоб и я совершил мое жертвоприношение. Они отошли и умолкли.] Тогда Илия сказал всему народу: подойдите ко мне. И подошел весь народ к нему. Он восстановил разрушенный жертвенник Господень. И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова, которому Господь сказал так: Израиль будет имя твое. И построил из сих камней жертвенник во имя Господа, и сделал вокруг жертвенника ров, вместимостью в две саты зерен, и положил дрова [на жертвенник], и рассек тельца, и возложил его на дрова, и сказал: наполните четыре ведра воды и выливайте на всесожигаемую жертву и на дрова. [И сделали так.] Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте то же в третий раз. И сделали в третий раз, и вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою. Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк [и воззвал на небо] и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! [Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне!] Да познают в сей день [люди сии], что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал всё по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе]. И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там. (3Цар.18:22-40) Почитался Ваал и в финикийском государстве Карфагене, имя Ганнибал (предок А.С. Пушкина) означает «любимец Ваала»; через финикийцев и карфагенян постепенно во XX-X веке до Р.Х. культ Ваала распространился в Египет, Испанию и др. Император Гелиогабал (Элагабал) перенёс культ его в Рим.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Мы в соцсетях