Центральное прошение молитвы Господней

Центральное прошение молитвы Господней

Когда мы смотрим с запада на летящий осенью в тёплые южные края клин перелётных птиц, мы видим в одной из них вожака направляющего за собой две расходящиеся в стороны стройные линии попарно летящей стаи. Если мы посмотрим на этот «крикливый караван» с юга — то увидим что та птица, за которой летят остальные — центральная.

Молитва к Отцу нашему Небесному, которую дал нам Господь, также имеет центральное прошение. К этому прошению направлены другие прошения. Расходясь к началу и к концу молитвы, прошения попарно перекликаются смыслами, которыми возводят нас к центральной просьбе, в исполнении которой актуализируется наше богообщение.

В молитве Господней семь прошений, центральное — прошение о Хлебе насущном. Что это за хлеб? Все христиане желают и молятся Богу, чтоб на Земле не было голода. Но неужели в молитве речь идёт о том хлебе, о котором Христос сказал: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную» (Ин6:26-27). Может, прошение о хлебе надо понимать иносказательно. Тогда «насущный хлеб» для христиан — чтение Слова Божия или исполнение заповедей. Но если понимать так, — Хлеб останется не больше, чем аллегорией и смысловым повторением других просьб.

Центральную просьбу молитвы не понять, не поняв слово «наш». Здесь речь идёт не только обо мне, но и не обо всём мире, не о всей земле. Здесь речь о Церкви. Центральная просьба молитвы — литургична, как литургична и вся молитва, которая на православном Богослужении поётся перед принятием Святых Христовых Тайн. Именно об этом Хлебе, Хлебе не только насущнейшем, но и сверхсущностном мы просим Небесного Отца, этому Хлебу желаем приобщиться во оставление грехов и в жизнь вечную.

О жизни вечной и об оставлении грехов — две расходящиеся линии прошений, обрамляющие центральное прошение. О даровании вечной жизни мы просим в первых трёх прошениях, о прощении грехов — в трёх последних.

В первом прошении молитвы мы взываем к Небесному Отцу, взываем со всей простотой, как дети. В последней — просим о избавлении нас от лукавого. Начало и завершение молитвы указывает нам на то, что приступать к молитве великому Богу надо с искренностью и сыновней открытостью. В первой просьбе мы молим Отца, чтоб святилось Его имя здесь как на небе, то есть чтоб весь мир наполнился славой Божественного имени. И поэтому в последней просьбе стоит прошение об избавлении нас от лукавого, уклоняющего от стремления к освящению и истинного усыновления Богу по благодати, от обожения. Обрамляющие молитву обращение к Богу как к нашему Отцу и просьба об избавлении от князя века сего указывает на Таинство Крещения, в котором мы отрекаемся от сатаны и нарекаемся сынами Божьими.

Второе прошение молитвы Господней — прошение о пришествии на землю Небесного Царства. Парное ему — предпоследнее — об избавлении от искушения. На горе искушений Христа искушал диавол, упоминаемый в последнем прошении, Господь отверг его модели построения на земле Царства Божия. В этих прошениях Христос указал нам молиться о пришествии настоящего Царства Отца Небесного, об избавлении нас от искушения его подменами.

В третьем прошении мы взываем о свершении воли Божией, в этом святится имя Божие, и в этом проявляется Его приходящее Царство. Исполнение воли Божией напрямую связано с тем, о чём мы взываем в парном прошении, моля об оставлении наших долгов, как и мы их прощаем своим должникам. В прощении грехов исполняется воля Божия. Прощаются они лишь при условии прощения ближним. Совершение воли Божией — это наступающее Лето Господне, тот Юбилейный год, в который устраняются все социальные неравенства. В Церкви — все братья и сёстры, все усыновлены одному Отцу. Какие могут быть долги друг перед другом? Свершается воля Божия — Бог прощает долги. Господин всех зовёт на брачный пир Сына Своего. Сын Божий пришёл чтобы исполнить волю Божию, чтоб упразднить грехи мира на Кресте и Воскресением Своим ввести в Царство.

Хлеб, о котором мы просим в центральном прошении, «Хлеб наш насущный» — не хлеб материальный, не хлеб аллегорический. Хлеб наш насущный — Сам Христос, Его Тело, «за нас ломимое», Его Кровь, «за нас проливаемая», Он Сам — умерший за нас и воскресший, Отцу Небесному нас усыновивший, даровавший нам не только молитву, но и Себя Самого принесший и раздающий во оставление грехов и жизнь вечную.

Сергей Шкотов

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Мы в соцсетях