Ежегодная студенческая конференция в ПСТГУ.
На филолого-богословской секции с докладом: «Полемический характер Трактатов блаженного Августина Гиппонского на семнадцатую главу Евангелия от Иоанна» выступил аспирант СПбДА Алексей Сергеев.
В своем выступлении он отразил пастырско-апологетические цели святителя Гиппона по обращению к истине Православия язычников, астрологов, манихеев, гностиков, савеллиан, неоариан, пелагиан, вероучение которых затрагивает блаженный Августин в своих Трактатах. Можно сказать, что апологетика чистоты веры, как борьба за вечную жизнь североафриканских прихожан проводилась блаженным Августином, начиная с его ранних произведений вплоть до конца жизни.
В толковании Послания к Галатам, а именно того перечисления грехов, которые не наследуют Царство Небесное: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убиства, пьянство, бесчинство (Гал 5:19-20), блаженный Августин приводя параллельное место из Первого Послания к Коринфянам (1Кор 6:9-10), говорит о том, что нет ни одного, кто не грешит, и такими по апостолу Павлу были некоторые коринфяне, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1Кор 6:11). Поэтому, конечно, иное, – отмечает блаженный Августин – не греши, а иное – не держи грех (Aliud est enim non peccare; aliud, non habere peccatum). То есть для еретиков, согласно святителю Гиппона вполне возможно покаяние, на что и была направлена его полемика с этими группами людей.
Изучение полемических мест в творениях блаженного Августина актуально по сей день, поскольку вероучение разных религиозных групп, описанных в Трактатах блаженного Августина на Евангелие от Иоанна, с точностью воспроизводится в доктринах современных сект, что было также отмечено докладчиком в выступлении. Например, савеллианство – у пятидесятников-единственников, многие положения неоариан – у Свидетелей Иеговы и т.д.