Проповедь на праздник Пресвятой Троицы: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей!»

Проповедь на праздник Пресвятой Троицы: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей!»

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Для того, чтобы глубже вникнуть в то, что произошло в последний день еврейского праздника Кущей, ­о котором говорит сегодняшнее Евангелие, нам необходимо понять исторический контекст этого события во времена Иисуса Христа. Сам праздник Кущей, или шалашей, согласно установлению пророка Моисея (Лев.23; Втор.16), праздновался 7 дней. Последний же 8й день, в который пришёл Иисус Христос в Иерусалимский Храм назывался днём Великого Собрания. Название этого дня происходило от того, что всё общество израильское, евреи рассеяния, язычники-прозелиты, принявшие веру в Яхве, старались в этот день быть в Храме. Количество людей установить сейчас трудно, но известно, что немного позже на другой еврейский праздник Пасхи, согласно Иосифу Флавию, приходило около 2,5 миллионов человек и закалалось более 250 000 агнцев. Как отмечает святитель Иоанн Златоуст, Спаситель пришёл именно в последний день, потому что в предыдущие дни праздника евреи веселились, благодаря Бога за то, что Яхве вывел их из египетского плена и водил по пустыне 40 лет, когда им пришлось жить в таких кущах-шалашах. Но после 40 лет странствия, народ израильский достиг Земли Обетованной. И в последний день праздника Кущей это великое собрание всех евреев в Храме, оставивших свои шалаши, символизировало достижение Палестины и жизни с Богом. Именно к этому огромному стечению людей обратился Христос. Как отмечает апостол Иоанн Богослов, Спаситель не просто начал говорить, но именно закричал со всей силы: кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин.7:37).

При этом крайне интересно то, что в последнем дне праздника Кущей, был ряд элементов, которые использовал в Своих действиях и в Своей проповеди Иисус Христос.

Во-первых, важное значение придавалось возливанию священником воды на жертвенник Храма. Вода приносилась в золотой чаше из купальни Силоам. При этом пелись места из Священного Писания, напоминающие о том, что вода живая была символом Духа Святого и спасения. Это действие символизировало благодарность евреев за изведение пророком Моисеем воды в пустыне из скалы. В послании к Коринфянам (1Кор.10) святой апостол Павел образно говорит, что эта скала и подразумевала Мессию – Христа, Который как отмечает пророк Исайя (Ис.12:3), должен дать обилие вод и спасение! Поэтому Иисус Христос, обращаясь в настойчивом крике к евреям говорит, что Он и есть та Скала, из которой вытекают потоки воды живой.

Во-вторых, важной деталью этого праздника была молитва священника при возливании воды на жертвенник. Эта молитва была о ниспослании изобилия воды с неба, что означало и благодать Бога с небес, дар Святого Духа. Этот дар и предлагает всем собравшимся в Иерусалимском Храме Христос. И люди прекрасно понимают Его настойчиво кричащего, рассуждая о том, Кто же Он? Тот ли Пророк, Который будет больше самого Моисея Боговидца (Втор.18:18)? Или, что одно и тоже – Тот Мессия – Христос? (Ин.7:40,41).

Таким образом, реконструируя картину происшедшего на третьем году проповеди Иисуса Христа в Палестине, можно сказать, что произошло немыслимое событие для иудеев, когда в переполненном Иерусалимском Храме во время торжественной церемонии возливания воды из Силоамской купальни на жертвенник, символизирующей Святой Дух, подаваемый Богом, Христос закричал со всей силы, говоря, что то, о чём молятся евреи подаёт Он в преизбытке. Люди прекрасно поняли Его, говорящего о Себе, как о Мессии, Подателе благодати Святого Духа и в народе произошла распря о Нём. Вооружённые служители первосвященников хотели наложить на него руки, но не смогли, потому что никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин.7:46).

Итак, данный отрывок открывает нам удивительную картину того как подаётся нам Дух Святой через Спасителя после того, как Христос прославился на Кресте и вознёсся к Отцу (Ин.7:39). Условием получения Святого Духа, согласно словам Иисуса Христа на празднике Кущей, во-первых, является глубокая духовная жажда или нищета духовная (Мф.5:3,6). Такую жажду испытывали, например, Моисей и Халев, единственные оставшиеся в живых из тех, кто вышел из Египта и странствовал по пустыне 40 лет.

Во-вторых, как мы видим из текста для получения Духа Святого необходима вера во Христа – Спасителя. Но вера – это не только признание существование Бога. Еврейское слово אֱמוּנָה (amuna) по отношению к Тому, в кого верят означает фундаментальную незыблемость. То есть Бог, в Которого мы верим – незыблем в Своих обетованиях. По отношению же к верующим это слово имеет оттенок полного доверия, полного упования. Подобного тому, который мы обнаруживаем у Ветхозаветного патриарха Авраама (Быт 12:1).

И Господь наш Иисус Христос говорит, что тот, кто получает так благодать Святого Духа посредством духовной жажды, веры, молитвы Таинств, сам становится источником этой благодати. При том, как замечает святитель Иоанн Златоуст не одного источника или реки благодати, но целых быстрых полноводных рек, которые сносят на своём пути всё, увлекая вслед за собой и других людей. Эти изобильные дары благодати, которые мы можем стяжать, и которые вверяет нам Бог для того, чтобы имя Его, как говорит блаженный Августин прославляемо было всё более и более от Востока до Запада.

Будем же дорогие братья и сёстры, из всех сил стараться обрести благодать Духа Святого, чтобы Сам Бог через нас привлекал бы в Своё Царство Света (Ин.8:12). Рассеянных чад Своих, и чтобы имя Его Светилось бы по всей Земле: Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!

Автор: Алексий Сергеев

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Мы в соцсетях