Архиепископ Мелитон. Под Покровом Богородицы.

Сегодня, 4 ноября 2016 года, 30 лет со дня преставления моего прадедушки — архиепископа Мелитона (Соловьева), о котором мне с детства много рассказывала моя бабушка Юлия Михайловна.  Она младшая, шестая дочка Владыки Мелитона сохранила в своей памяти много воспоминаний и делится ими с нами по сей день. Родился владыка Мелитон (в миру – Михаил Дмитриевич Соловьев) 14 октября (по старому стилю) 1897 года в большом торговом селе Свищевка Пензенской губернии. Таинственным образом начало и завершение земной жизни архиепископа Мелитона было связано с Казанской иконой Пресвятой Богородицы. Мать будущего Тихвинского святителя, Мария Григорьевна, еще до его рождения посвятила Царице Небесной свое дитя в молитве перед чтимой Казанской иконой Божией Матери.

Встреча со святым

В семилетнем возрасте состоялось личная встреча Михаила Соловьева с праведным Иоанном Кронштадтским – светильником Русской Церкви начала ХХ столетия. Не раз впоследствии с особым сердечным чувством будет вспоминать об этой истории владыка. Когда мама, Мария Григорьевна, подвела его под благословение к святому Кронштадтскому пастырю, отец Иоанн Сергиев сказал отроку такие слова: «Люби Церковь Божию, и ты никогда не причинишь ей зла». Как особое наставление передавал архиепископ Мелитон этот завет праведного протоиерея Иоанна молодым пастырям, семинаристам и иподиаконам. Любовь к протоиерею Иоанну Кронштадтскому, почитание его пастырских трудов и духовного наследия будет сопровождать Тихвинского святителя на протяжение всей его жизни.

Чудо, связанное с Иоанном Кронштадтским

В 1934 году молодому иерею Михаилу Соловьеву отец Иоанн явился в сонном видении. Явление было очень ярким. Кронштадтский пастырь повелительно обратился к священнику со словами: «Исповедуй меня!». На следующий день отца Михаила арестовали. Следователь на допросе задал вопрос: «Правда ли, что Вы почитаете монархиста, священника Иоанна Сергиева?». В тот страшный час владыка Мелитон не отрекся от имени праведника и исповедовал перед лицом безбожников отца Иоанна как святого пастыря и угодника Божия. Дознаватель открыл ящик стола и достал оттуда фотографию отца Иоанна Кронштадтского. «А вы могли бы сейчас поцеловать эту фотографию?» – продолжил допрос следователь, и подал священнику Михаилу небольшую фотографию батюшки. В ответ отец Михаил перекрестился и поцеловал фотографию Кронштадтского праведника. Следователь дописал протокол допроса, поставил точку и сказал: «Можете идти, вы свободны», и отпустил отца Михаила. И только, выйдя на улицу, он вспомнил виденный накануне сон: «Исповедуй меня!». Владыка действительно исповедал отца Иоанна Кронштадтского, и тот явил ему дивное чудо, избавив от неминуемой гибели. В то время подобного рода заявления о почитании протоиерея Иоанна Кронштадтского могли повлечь за собой репрессивные меры вплоть до расстрела. Владыка Мелитон рассказывал, что хорошо понимал это, но поступить иначе, отречься, слукавить он не мог.

Еще об одном чудесном событии вспоминал владыка. Однажды в 30-е годы, когда он служил в Москве, ему необходимо было перенести портрет отца Иоанна из одного дома в другой. Тайно, ночью идет отец Михаил по опустевшим улицам, и вот навстречу ему откуда-то из подворотни выбегает бесноватый, начинает что-то неистово кричать о протоиерее Иоанне Сергиевом и показывать при этом на тщательно завернутый в бумагу и ткань портрет праведника. Так же неожиданно как появился, этот одержимый злым духом человек исчез. Владыка отмечал, что даже портрета отца Иоанна боятся и трепещут бесы.

Становление

С 1906 по 1915 год Михаил Соловьев учился в миссионерской школе в селе Поим Чембарского уезда Пензенской губернии. На духовное и интеллектуальное становление будущего архипастыря особо повлияли синодальный миссионер протоиерей Ксенофонт Крючков († 1909) и Иван Степанович Козлов († 1971), впоследствии протоиерей и профессор Ленинградской, а затем Московской Духовной Академии. С душевной теплотой и благодарностью будет вспоминать их в своих рассказах владыка, приводя на память отрывки из лекций по миссионерству и духовному просвещению. По словам архипастыря он научился вести диспуты и аргументированно отстаивать свою точку зрения в научных спорах именно у этих педагогов, что и пригодилось ему в 20-х годах в деле защиты Православия от нападок агитаторов «научного атеизма». Духовное образование Михаила продолжилось в Тамбовском духовном училище, которое, впрочем, ему не было суждено окончить из-за начавшейся I Мировой войны.

«Владыка-воин»

В июне 1916 года Михаил Соловьев был мобилизован. «После многих скитаний по военным дорогам в начале 1919 года я оставлен был на работе в Чембарском уездном военном комиссариате в качестве помощника делопроизводителя мобилизационного отдела», – рассказывал владыка. Это горькое испытание войной повторится в его жизни еще раз. Он будет мобилизован в начале Великой Отечественной войны и в звании лейтенанта прослужит до ее окончания начальником планово-оперативного отдела при штабе одной из воинских частей на Урале. За отличное выполнение служебных заданий будущий иерарх получил награду – медаль «За победу над Германией». Памятуя участие архиепископа Мелитона в двух войнах митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) называл его «владыка-воин».

В 1920 году Михаил Соловьев женится на благочестивой девушке из духовного сословия, студентке историко-филологического факультета Вере Михайловне Звездочетовой (†1958). В 1921 году был рукоположен во диакона, а через два месяца хиротонисан в иерея.

Диспуты с атеистами

Начало пастырского делания будущего святителя совпало с широкомасштабным наступлением безбожников на Православную Церковь. В качестве одной из мер по ликвидации религии в стране должна была стать пропаганда «научного атеизма». Формой «научного просвещения» и «борьбы с религиозными предрассудками» были выбраны диспуты, споры пропагандистов с представителями Церкви. Отец Михаил, получивший хорошую миссионерскую подготовку, оказался активным участником многих диспутов с безбожниками в Пензенской епархии. По рассказам владыки, диспуты проходили в переполненных народом помещениях. С некоторой долей иронии вспоминал он о научной беспомощности, а то и полной безграмотности докладчиков-атеистов. «Они стремились меня распропагандировать, но сами ничего не понимали. Когда мне нужно было рассказать о происхождении Солнечной системы как части мироздания, я излагал теорию Канта–Лапласа в переработке французского астронома. Они, конечно, не знали системы Канта–Лапласа и с открытыми ртами слушали меня. Они даже отказались продолжать диспут и уехали. Им это просто оказалось очень невыгодным, так как диспуты превращались в религиозную агитацию», – рассказывал святитель. «Ведь как рассуждали тогда: «Что такое попы? Ведь это народ тёмный, суеверный и стоит нам в диспутах «раскрыть» их невежество, так и религии конец». Надо, конечно сказать, что батюшки наши не были такими уж тёмными, как представлялось их противникам. Учились, ведь, они в духовных школах, семинариях, изучали богословие, философию, языки», – объяснял владыка причины побед священнослужителей на диспутах с атеистами, и особо подчеркивал серьезную подготовку духовенства, получившего образование в миссионерских учебных заведениях. Отца Михаила, как яркого проповедника и полемиста приглашали на соседние приходы. Об одном из диспутов, состоявшихся с его участием на станции Башмаково, упоминает не только сам владыка в своих мемуарах, но и враги Церкви.  В частности, в отчёте Пензенского губкома РКП(б) говорилось о провале антирелигиозных диспутов: «Из опытов, проведённых в этой области, видно, что, не имея достаточно подготовленных товарищей и не искушённых в диспутах, на собраниях получаются печальные результаты. Например, в ячейке Башмаково Чембарского уезда, где попы в заключительном слове, благословляя народ, закрывали собрание. Такой диспут, кроме вреда, ничего не принесёт».

Аресты

В те же годы возникло «обновленчество». Владыка смело обличал с амвона сторонников обновленческого раскола, называя их «обманщиками и отщепенцами». По доносам обновленцев отца Михаила трижды арестовывали и сажали в тюрьму как антисоветчика. Дважды прихожанам удалось добиться его освобождения и возвращения на приход. Но в третий раз власти, недовольные ростом авторитета отца Михаила в народе, лишили его регистрации и предъявили серьезные обвинения в антисоветской пропаганде. Когда отца Михаила выпустили из тюрьмы, под угрозой нового ареста ему было приказано покинуть пределы Пензенской области.

Видение об освобождении

Владыка вспоминал, как за два с половиной месяца до выхода из тюрьмы ему было видение во сне. «Вхожу я в кабинет начальника тюрьмы, — пересказывал сон архипастырь, — и тот мне говорит: «ну что, Соловьев, сегодня тебя освобождаем». А на столе у чиновника стоит численник – календарь с крупными передвижными цифрами и названиями месяцев, на котором отображается дата — 4 ноября. Так, для духовного утешения мне было открыто точное число моего освобождения».

Ссылка

В 1934 году священника Михаила Соловьева арестовали, а его матушку с 6-ю детьми выселили из приходского дома Ильинской церкви на улицу. Семья была вынуждена ютиться в маленькой комнате родителей отца Михаила. На помощь бедствующим пришел друг семьи – священник Владимир Амбарцумов (принял мученическую кончину за Христа в 1937 году). Он организовывал особую благотворительную поддержку семьям репрессированного духовенства, прикрепляя к своим наиболее состоятельным духовным чадам жен и детей арестованных священнослужителей. Отцом Владимиром были установлены суммы и сроки, в которые должна была поставляться помощь, и семьи, лишенные кормильца, могли таким образом выживать в те страшные годы. Трехлетнюю ссылку священник Михаил Соловьев отбывал в Сибири на строительстве Байкало-Амурской магистрали.

После заключения отцу Михаилу удалось получить паспорт без отметки о судимости, и он, выдержав соответствующие экзамены на курсах учителей, стал преподавателем в начальной школе, как и его супруга. Благодаря «чистому» паспорту в последующие годы, когда гонения на верующих усилились, отец Михаил избежал репрессивных мер, заключений и ссылок. Преподавательскую деятельность он совмещал с тайным совершением богослужений. Особым попечением Божиим и заступлением Царицы Небесной архипастырь объяснял это удивительное обстоятельство – возможность более десяти лет служить Литургии и исполнять требы для жителей Бородухино и окрестных сел, будучи учителем, а затем и директором школы.

Знамение

В доме, где жил отец Михаил, специально для этой цели было сделано небольшое потайное помещение, куда собирались на службы его духовные чада. В это время в городе Малоярославце нелегально совершал свое священническое служение друг владыки – отец Михаил Шик, получивший освобождение из заключения. Архиепископ Мелитон рассказывал, что иногда в обстановке строжайшей секретности они служили даже вдвоем – «соборно».  Впоследствии Владыка Мелитон вспоминал, что документы о его священничестве хранились в пристройке дома отца Михаила Шика, где они совершали богослужения. Документы были спрятаны за образом Божией матери. Однажды, в 1937году, когда отец Михаил входил в пристройку, этот образ неожиданно повернулся. Отец Михаил принял это как знамение Свыше и, посоветовавшись с отцом Михаилом Шиком, перенес свои документы в Бородухино. На следующий день он узнал, что отца Михаила Шика арестовали и увезли в Москву. Вскоре его расстреляли на Бутовском полигоне.

Чудом Божиим называл святитель и воссоединение с семьей по окончании войны. Дело в том, что его мать, супруга и дети оказались в военные годы на оккупированной территории, и узнать их судьбу не представлялось никакой возможности. Горячо молился об их спасении отец Михаил и наконец, после отступления неприятеля из центральных регионов России ему приходит долгожданная весточка – его родные живы и ждут его возвращения.

В 1954 году отца Михаила назначили настоятелем Михаило-Архангельского храма в город Дно Псковской епархии. Состояние церковного здания было плачевное, отсутствовало отопление, и в зимнее время температура в храме была немногим выше чем на улице. Здоровье отца Михаила Соловьева, и без того подорванное тюрьмами, ссылкой и войной, резко ухудшилось. Владыка вспоминал, что для того, чтобы не замерзнуть на богослужениях облачение приходилось одевать поверх зимней одежды, а на руки он изготовил специальные перчатки, закрывавшие тыльную часть кистей и ладони, но пальцы при этом оставались открытыми, чтобы можно было совершать крестные знамения и преподавать благословение. От постоянных переохлаждений на руках пастыря стали появляться язвы, а однажды он страшно занемог, начался гнойный гайморит, от высокой температуры, головной боли и ломоты в костях не смог подняться с постели. «Мне казалось, что я в эту ночь предам душу Богу от мучивших меня жара и болей во всем теле, – рассказывал мне святитель, – Не было ни лекарств, ни врачей, и не оставалось у меня никакой надежды. Тогда я стал со слезами молиться перед Казанским образом Божией Матери, с которым никогда не расставался, и после молитвы уснул крепким сном, а когда проснулся почувствовал, что совершенно здоров. От болезни и температуры не осталось следа». Владыка всю жизнь чтил Казанскую икону Пресвятой Богородицы. У него был келейный образ «Заступницы усердной», перед которым архипастырь часто молился и затепливал лампаду.

15 марта того же года отца Михаила переводят в Казанский собор города Луги Ленинградской области. В Лужском благочинии в то время насчитывалось 9 храмов. Пострадавшие от вандализма безбожников, поврежденные войной, разрушающиеся от времени – все они нуждались в реставрации. Отцу Михаилу удалось организовать приходские общины, найти средства и начать ремонтные работы. Своим ярким, живым проповедническим словом, а главное примером, он вдохновлял верующих на труды, пробуждал в людях чувство ответственности за святыни.

В 1958 году скончалась супруга отца Михаила – матушка Вера, а в 1959году отошла ко Господу мать Владыки Мария Григорьевна. В должности благочинного отец Михаил прослужил до 20 марта 1962 года. Отношение к Святой Евхаристии, к принесению Бескровной Жертвы за жизнь мира, было у владыки особенным. Это отмечали все, кто присутствовал на его богослужениях. Архипастырю были чужды внешние пафос и величавость, служил он предельно просто, скромно, но во всем чувствовалась внутренняя красота, проникновенность, сосредоточенность. Погружаясь всем сердцем и умом в служение Богу, он передавал это состояние всем священнослужителям и прихожанам, поэтому в храме, когда владыка Мелитон совершал молитву, стояла абсолютная тишина.

Из своего служения в Луге отец Михаил вынес страшную и поучительную историю, которую ему рассказали прихожане одного из храмов благочиния. Неподалеку от города Луги, к востоку от насыпи Петербургско-Варшавской железной дороги, находился святой источник, связанный с именем преподобного Нила Столобенского. В начале ХХ столетия рядом с источником усердием местных жителей была возведена часовня, в которой находился старинный скульптурный образ преподобного Нила. Издревле сложилась особая традиция изображать Столобенского подвижника в виде резной деревянной скульптуры, сидящим, со склонённой на грудь головой. Часовня и святой источник были местом паломничества для жителей города Луги, окрестных сёл и деревень, а резное изображение преподобного старца почиталось как чудотворное. Наступили годы богоборческого разгула, и ватага обезумевшей от атеистической пропаганды молодежи разгромила часовню. Один из участников разорения святыни – комсомолец-железнодорожник, придя домой, стал насмешливо хвастаться перед своей престарелой набожной матерью: «Я вашему старику деревянному, что в часовне сидел, башку топором снес!». Мать, в ужасе посмотрев на сына, ответила ему: «Безумный, теперь и твоя голова будет отрублена». Её слова сбылись через два дня. Этот молодой человек трагически погиб: обходя железнодорожные пути, он не заметил мчавшейся на большой скорости дрезины, не успел увернуться, и металлической конструкцией, закрепленной на транспортном средстве, ему отрезало голову. Пересказывая этот трагический случай, владыка всегда обращал внимание на горькие и неотвратимые последствия сознательного богоборчества, кощунства над святынями и издевательства над родителями.

Знак с того света

Архиепископ Мелитон рассказал однажды такую историю из своей пастырской практики: «Позвали меня однажды в один дом, совершить на сороковой день по умершему панихиду. Собралась большая семья, пришли родственники, среди присутствующих много детей. Началась панихида, взрослые молятся, а дети между собой перешёптываются и чего-то с нетерпением ждут. Началось пение «Со святыми упокой», я начал каждение, и тут три раза мощно и гулко пробили стоящие в углу старинные напольные часы. Что тут началось! Взрослые в испуге переглянулись, а дети начали прыгать и весело кричать: «Дядя Вася с нами! Дядя Вася с нами!». Ничего не понимая, несколько смутившись я продолжил заупокойную службу, а по окончании поспешил узнать, что всё это значит. Моё недоумение развеял брат почившего раба Божия Василия. Он сообщил следующее: «Отец Михаил, покойный мой брат Василий жил у нас несколько лет и из-за болезни все время находился дома. Семья у нас большая и детей много, вот он и занимался с ними, читал книги, воспитывал, играл в игры. Дети его любили и слушались. Василий, Царство ему Небесное, был глубоко верующим человеком и рассказывал детям истории из Писания, жития святых, учил молитвам. Но ребята начали однажды смеяться над ним, говорить, что все его рассказы про Бога – выдумки. Вы же знаете, чему в школе сейчас учат детей. Им же каждый день по многу раз твердят, что Бога нет, и ничего, о чём говорят в церкви, не существует, все это священники сами выдумали. Вот, и наши дети стали поддаваться всем этим внушениям. Василия это очень расстраивало, и он продолжал призывать своих племянников к вере, просил не снимать крестиков, молиться. А дети одно твердят: «Ты нам докажи, что Бог есть, тогда и молиться станем».

Вот однажды пришли они в комнату к моему брату, к тому времени тяжко занедужившему, и начали с ним такой разговор:

– Дядя Вася, а ты ведь тяжело болеешь и, наверное, скоро умрешь?

– Да, – отвечает мой брат, – наверное, скоро это случится.

– А, есть там что-то, на том свете? – не унимаются дети.

– Конечно, есть, – говорит мой верующий брат, – там Божий суд, и по добрым делам и грехам или рай, или ад.

– А нам в школе говорят, что нет ни рая, ни ада, и души тоже никакой нет. Ты нам дай знак какой-нибудь оттуда, тогда мы и поверим, а если не дашь, то верить не будем.

– Не знаю, отпустят ли меня, получится ли. А какой знак вам дать, если смогу?

– Придумай какой! – настаивают дети.

– Хорошо, давайте договоримся вот о чём, на сороковой день по моей кончине пригласят священника совершить по мне панихиду, и когда запоют «Со святыми упокой», старые сломанные напольные часы, что стоят в углу, громко пробьют три раза. Самого-то меня вы увидеть не сможете, душа – она невидимая, а вот знак такой, что я жив и рядом с вами, постараюсь, если Господь сподобит, вам подать. Вот такой был у Василия с детьми уговор. Об этом разговоре вскоре после смерти брата как-то все позабыли, а тут такое чудо случилось. Часы-то не просто поломанные, там механизма совсем нет – так, корпус один», – закончил свое повествование брат почившего Василия. Тогда я понял, что почивший сдержал свое слово, данное детям, и почему они так радостно кричали и прыгали. Таким чудесным образом Господь помог детям не утратить веру и убедил взрослых, которые знали об этом разговоре, в реальности духовного мира и посмертного существования души».

В результате хрущевских гонений в кратчайший срок в Ленинграде число действующих храмов с 40 сократилось до 15. Не удалось спасти даже часовню Ксении Блаженной. Такая же судьба была уготована храмам в области. Отец Михаил всеми силами противодействовал попыткам закрыть церкви благочиния, обновленные, восстановленные, и вновь украшенные его стараниями и тщанием верующего народа. Уполномоченный Совета по делам религий требовал ликвидации большинства приходов Лужского благочиния, но мужественный пастырь категорически отказывался подписывать какие-либо документы о закрытии церквей.

Власти инициировали нападки на священника в местной прессе, а затем спровоцировали смуту на приходе. В результате непрекращающегося давления священноначалие вынуждено было в 1965 году вывести его за штат. Отец Михаил был лишен самого важного и дорого в своей жизни – возможности стоять у престола Божия и «священнодействовать пренебесные Тайны, приносить Дары и Жертвы о грехах и людских неведениях». Уже немолодого пастыря лишили жилья, и он вновь был вынужден вести скитальческую жизнь. Он рассказывал: «я никогда денег не копил, и у меня не было ни дома, ни квартиры». Все время до возвращения к приходскому служению святитель проживал то у дочери в Гатчине, то у знакомых в Подмосковье. Он молился в храмах у друзей-священников, помогал им как простой алтарник, читал поминальные записки, подавал кадило. Приснопамятному митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Никодиму (Ротову) вопреки воле светских властей удаётся поставить отца Михаила на приход, и даже назначить его настоятелем. В ноябре 1966 года он приступает к обязанностям настоятеля храма в честь Пресвятой Троицы в городе Всеволожске Ленинградской области. Троицкая церковь была единственной на обширный Всеволожский район, в праздничные дни здесь совершались две Божественные Литургии, а число причастников превышало 600 человек.

В 1970 год стал для протоиерея Михаила Соловьева временем больших перемен и началом новых трудов. Как обладающий большим жизненным опытом и духовной мудростью, протоиерей Михаил Соловьев назначается священноначалием на новое послушание – становится духовником ленинградских семинарии и академии, а затем и их ректором. По представлению владыки митрополита Никодима (Ротова) Священный Синод Русской православной Церкви 25 июня 1970 года определил «протоиерею Михаилу Соловьеву по пострижении в монашество быть епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии, и ректором Ленинградской духовной академии».


Таинственный сон

Владыка рассказывал, как накануне получения известия об избрании его епископом Тихвинским видел он необычный сон: «Вот нахожусь я ночью в своей комнате, рядом никого нет, тихо, темно, только перед Казанским образом Божией Матери лампадка теплится. И тут в комнату входит какая-то женщина, вся в длинных до пола белых одеждах, стало светло-светло сразу.

– Кто Вы, как Вы сюда попали? Откуда у Вас ключи от моей квартиры? – закричал я, испугавшись.

– Не надо, не бойтесь, – с доброй улыбкой ответила мне таинственная гостья, – я просто пришла и зажгла свет. – Сказав эти слова, женщина в белом бесшумно проследовала через комнату, приблизилась к углу, где висели иконы и как-бы вошла в Казанский образ Царицы Небесной. Проснувшись рано утром, я получаю известие о своем избрании викарным епископом, состоявшемся на заседании Священного Синода накануне».

При постриге в Троице-Сергиевой Лавре отец Михаил был наречен Мелитоном, в честь одного из сорока мучеников Севастийских. Знавшие отца Михаила священнослужители единодушно отмечали, что новое имя ему очень подходит – в переводе с греческого «Μελίτων» означает «медовый», этим оно отражает выдающийся проповеднический дар пастыря, его «сладкие, приятные слова поучений». Владыка Мелитон рассказывал, что после епископской хиротонии он вспомнил особое пророческое предзнаменование, явленное ему в самом начале пастырского служения еще в Пензенском крае. Он видел яркий сон: «Вот, нахожусь я в храме, тут же стоит рака с мощами какого-то святого, а навстречу мне выходит величественный архиерей и говорит: ʺТы будешь служить здесь, в пределах преподобного отца Варлаама Хутынскогоʺ! «Тогда, – вспоминает владыка, – я не понял значение этого сна, а вот когда стал служить викарием Ленинградской епархии, тут все прояснилось. Действительно, посещая приходы в Новгородской области, служу я сейчас в пределах преподобного Варлаама Хутынского, где почивают его святые мощи».

После епископской хиротонии около пяти лет главным послушанием святителя было ректорство в духовных школах города на Неве. Владыка-ректор вскоре после вступления в должность получил признание профессорско-преподавательской корпорации и любовь студентов. С годами не утратил он живой интерес к науке, полки в его квартире были заставлены самой разнообразной литературой, не только богословской или исторической, но и книгами по естествознанию, брошюрами с данными современных открытий или научных изысканий. В этом сказывался первоначальный миссионерский характер его духовного образования. «Жалко, – с грустной улыбкой говорил владыка, – что тогда, во время научных диспутов с атеистами, не было у меня таких книг под рукой. Как легко было бы опровергнуть все их доводы». В представлении владыки Мелитона не могло быть противоречий между настоящей наукой и религиозным мировоззрением, и всякое открытие, особенно в области астрономии или физики, были для него очередным подтверждением божественных истин. В 1980-м году владыка указом приснопамятного Святейшего Патриарха Пимена был удостоен сана архиепископа, через два года награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени.

До последних месяцев жизни иерарха его квартира не переставала быть местом встречи и общения священнослужителей, петербургской и московской интеллигенции, многочисленных духовных чад святителя. Дар утешения, которым обладал архиепископ Мелитон, не сводился к проговариванию стандартных ободряющих фраз или к психологической терапии. Успокаивая страждущего, владыка умел открыть человеку духовные причины постигшего его несчастия или болезни, и давал каждому конкретный совет, как поступать в тех или иных житейских обстоятельствах. Его помощь не ограничивалась однажды произнесенными словами, а продолжалась горячей молитвенной поддержкой.

Почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, еще до рождения посвященный Богу своей матерью перед Казанским образом, свою последнюю Божественную Литургию владыка совершил в день явления этой чудотворной иконы Царицы Небесной, а отошел в вечность, когда в храмах в честь праздника Божией Матери вновь зазвучал тропарь «Заступнице усердная» – 4 ноября 1986 года. Заупокойную Божественную Литургию и отпевание почившего архипастыря в Троицком соборе Александро-Невской Лавры возглавил митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, будущий Патриарх Московский и всея Руси.

 

 

Составлено на основе материалов Журнала Московской Патриархии

и воспоминаний митрополита Астанайского и Казахстанского Александра (Могилёва).

Текст предоставлен правнучкой архиепископа Мелитона (Соловьёва) Анастасией.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Мы в соцсетях