Путешествие в Грецию: Паисий Святогорец. Нектарий Эгинский. Ефрем Новый.Путешествие в Грецию: Паисий Святогорец. Нектарий Эгинский. Ефрем Новый.

Путешествие в Грецию: Паисий Святогорец. Нектарий Эгинский. Ефрем Новый.

В этом году Господь подарил мне путешествие, которое стало ещё одним «обыкновенным» чудом в моей жизни. Я очень хотела побывать в Греции, но не всегда предоставляется возможность путешествовать. Поездка случилась благодаря моей близкой подруге, её гостеприимным родственникам, которые живут в Греции, и, конечно, моей маме. Я хочу поделиться впечатлениями от посещения трёх святых мест, встретившихся на моём пути. Путешествие продолжалось с 1 по 17 октября.

Паисий Святогорец

Геронда

Ещё до моего приезда на землю эллинов подруга сказала, что мы поедем в Салоники к могилке преподобного Паисия Святогорца. Оказалось, что старец (греч. γέροντα — «гéронда») похоронен не на Святой Горе, где он подвизался и жил долгое время, а в монастыре, открытом для посещения всем верующим. В воскресенье утром из окрестностей Салоников (греч. Θεσσαλονίκη, ст.-слав. Солунь, отсюда: Послание к Фессалоникийцам, или Солунянам) мы поехали на машине в женский монастырь Иоанна Богослова. Очень хотелось попасть на литургию, но монастырь открыт для посещения только по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям в течение 4-ёх часов, и то с большим перерывом. Литургию для мирян служат только в субботу ночью. Постепенно к монастырю стали съезжаться организованные группы на больших автобусах, и люди, приехавшие своим ходом на машинах. В ожидании открытия монастыря я стала прикидывать, сколько людей приехало к преподобному. Не будет преувеличением сказать, что итог моих расчётов приблизился к тысяче.

Мы простояли в очереди к старцу около 2-ух часов. Могилка находится под открытым небом, никак особо не украшена. Люди не торопятся. Вперёд иногда пропускают младенцев, пожилых, священнослужителей. После мы подали записки о своих родных и близких. Пришлось просить листочки и объяснять, что мы специально приехали из России, чтобы поклониться старцу. Во дворе монастыря прямо на улице стоит тарелка с лукумом и стаканчики для святой воды (греч. αγιασμα — «агиáсма»). Монахини дали нам ватки, смоченные в освящённом масле. Мы поднялись в храм, где приложились к иконам. Интересно, что перед большими иконами часто расположены маленькие с точно таким же изображением, к ним проще и удобнее прикладываться. Стоит также отметить то, как греки ставят свечки. Это особо выделенное место в храме, или даже за его пределами, вверху вытяжка, икон поблизости нет, т.е. свечки ставят не перед иконами, а как бы сами по себе. Рядом есть ящик, куда можно опустить деньги. Удивительно было увидеть своими глазами свечи размером с невысокого человека. Выделено особое место, куда можно их поставить – так, они достигают пола, и возвышаются над небольшими свечами. Рекомендованное пожертвование за гигантскую свечу составляет 5€. В монастыре мы встретили русскоговорящих паломников. В Греции часто слышна русская речь.

Хочется больше узнать о преподобном Паисии, но как подумаешь про шесть томов его поучений…)) Слава Богу за этого святого и его наследие – ещё один наш современник показал пример богоугодной жизни. Мне запомнились слова подруги, цитировавшей преподобного – о том, что всем нам, взрослым и маленьким нужно небольшое чудо. Чтобы порадовать приходивших к нему детей геронда заранее развешивал конфеты на кустах, и предлагал маленьким посетителям проверить, поспели ли сладости к их приходу. Мы можем так же делать маленькие чудеса для наших ближних и дальних.

Эгина

Через несколько дней по возвращению в Афины мы отправились на о.Эгина к святителю Нектарию. Сверили расписание парома в интернете, в порте Перья (греч. Πειραιάς, англ. Piraeus) купили билет, и взобрались на верхнюю палубу, чтобы любоваться лазурным морем. Дорога в одну сторону занимает час. По прибытию на остров мы купили билет на автобус, который быстро поднял нас к монастырю. Дороги мы не знали, поэтому попросили помощи у попутчиков, которые тоже ехали к святителю.

Как только мы добрались до места, нашим взорам предстал величественный византийский храм с пологими куполами. Несмотря на свои размеры, смотрится он очень компактно. Внутри стоят резные скамейки для прихожан. В глубине, в отдельном помещении рядом с алтарём находится мраморная гробница святителя Нектария Эгинского. Позже мы узнали, что в храме хранится только десница святителя, а мощи почивают в монастыре, куда можно попасть, поднявшись на гору. Ещё до отъезда нам рассказали, что наклонившись к гробнице Нектария Эгинского можно услышать, как бьётся его сердце. Хотя ничего такого услышать не удалось, мы верим и знаем, что у Бога все живы.

На входе в небольшой монастырь мы встретили русскоговорящую монахиню Феофилу. Она немного рассказала нам про святого, показала, где находится гробница, как пройти в келью святителя, где можно попить кофе, а в конце, узнав, что мы из Петербурга, просила подать записку у мощей Ксении Петербургской за игуменью с сёстрами. Мы прошли по указанному маршруту, поклонились мощам, зашли в келью, где сохранилась вся обстановка, попили воды из источника, который по молитвам святителя указала сама Богородица после того, как предыдущий иссяк. Женщина-гречанка, которая присматривает за кельей, наполовину на греческом, наполовину знаками рассказала нам, что в конце жизни у архиепископа не было своей кафедры, он жил и почил в основанном им монастыре. При первом обретении мощи святителя Нектария источали миро. Когда тело святого открыли вторично, оно уже было оголено до косточек. Оставалось совсем немного времени, мы решили не рисковать, и взяли такси до причала, поскольку расписания автобуса не знали. Искупаться не успели, зато познакомились с ещё одним угодником Божьим.

Ефрем, но не Сирин

На протяжении всего пребывания в Греции, в разных храмах нам встречался образ святого по имени Ефрем. Недолго думая, я ассоциировала его с Ефремом Сириным, и ошиблась. По приезде в его монастырь мы узнали, что это преподобномученик Ефрем Новый. Изначально, приезжая к месту подвига святого, к месту его погребения чувствуешь какой-то трепет, глаза наполняются слезами. Всё это не передать словами, да и нужно ли. И уже потом подвижник открылся для меня, постепенно пред глазами стала разворачиваться картина его подвига, его страданий и стойкости в вере.

Преподобномученик Ефрем жил в конце XIV – начале XV веков, был монахом, претерпел страдания и принял мученическую кончину от пиратов-мусульман, которые за отказ отречься от Христа распяли его на дереве вверх ногами, и истязали в течение многих месяцев. В середине XX века его мощи были обретены монахиней, восстанавливавшей монастырь Благовещения на горе Амомон. После обретения благоуханных мощей святой являлся сестре Макрине и другим людям, и рассказывал о своей жизни. В руках у него был огонёк, с которым он изображается на иконах. Удивительно, что его лик в раке открыт, и каждый заходящий в храм может увидеть святого. Моя подруга отметила высокий рост преподобного Ефрема. Чудо, что мы можем видеть святых своими глазами, осязать их, молиться и просить о помощи и заступлении перед Владыкой Христом.

Каждое путешествие это урок, каждое паломничество – возможность открыть ещё один тёмный уголок души для света Христова. Каждый святой может стать нашим другом и помощником и в этой жизни, и в будущем веке. Это путешествие научило меня вот чему: какой бы человек тебе ни встретился, не меряй его своей меркой, не думай, что вот, он такой и такой, потому что ты не знаешь, какую доброту он может проявить по отношению к тебе, ты не знаешь его сердце. Если ты видишь, что сейчас он не идёт к Богу, помолись, если можешь. Посочувствуй. И будь благодарен Богу и людям. Геронда Паисий говорил: «Само присутствие христианина — это уже исповедание веры». Получается, твоё присутствие это уже миссия. Или антимиссия. Мой ветхий человек хотел купаться в море, но милостивый Господь отвёз меня к геронде Паисию, и подарил ещё двух святых: святителя Нектария Эгинского и преподобномученика Ефрема Нового. Святые Божии, молите Христа о нас.